МОУ ООШ №8 х. Восточный
х. Восточный Степновский муниципальный округ Ставропольский край
  • Профориентационная работа

    Профориентация

                Если профессия становится образом жизни,

                                                                                то ремесло превращается в искусство.

                                                                                                                                                                                     И.Шевелёв

    Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной. работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

    Цель профориентационной работы в школе:

    - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

    - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    - Профессиональной просвещение;

    - Профессиональная диагностика;

    - Профессиональная консультация и др.

    Этапы профориентации в школе

       Начальная школа, 1-4 классы

       На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

       Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

       Средняя школа, 5-7 классы

       С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

       Средняя школа, 8-9 классы

       С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

       В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

       Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

    Формы профориентационной работы в школе

    Работа с учениками

    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    • Экскурсии на предприятия.
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    • Анкетирование учащихся.
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

    Работа с родителями

    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    • Анкетирование родителей.
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

    Организационно-методическая деятельность

    • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Оценка эффективности профориентационной работы в школе

    Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе

    можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных.

       К результативным критериям относятся:

    Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

       Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

    Потребность осознанного выбора будущей профессии

       Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

    Осознание школьником общественной значимости труда

       В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

    Осознание школьников своих возможностей и интересов

       Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

    Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

       Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

       Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

    Индивидуальный характер профориентации

       Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

    Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

       Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

    Прошедшие мероприятия
    Профориентационное занятие проведение 30.11.2023г..

    Профориентационное занятие проведение 30.11.2023г.

    30 ноября 2023 года в рамках курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» в нашей школе для учащихся 6-9 классов прошло профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела». На занятии продолжали разговор о профессии инженера в космической отрасли. Сегодня подробнее поговорили о том, какие еще направления есть в инженерном деле, и какие специалисты сейчас особенно востребованы. Занятие началось с просмотра видеоролика «Инженер- испытатель космических аппаратов» с последующим его обсуждением. В целях расширения знаний об отрасли обучающиеся работали в группах, выполнили задания с помощью справочников профессий и карты. Сегодня школьники убедились, что инженерное направление включает в себя огромное количество совершенно разных и очень интересных профессий. Впереди их ждут новые уроки и новые специальности и направления. Полученные знания помогут определиться школьникам с направлением и будущей профессией.
    30 ноября 2023 четверг
    Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий».

    Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий»

    9 ноября 2023 в нашей школе прошло очередное профориентационное занятие "Пробую профессию в области цифровых технологий" для учащихся 6-9 классов в рамках внеурочной деятельности "Россия -мои горизонты". 

        Большинство школьников уже задумываются о выборе профессии в области цифровых технологий. Нанотехнологии развиваются стремительно и  мы уже не представляем нашу жизнь без них. Ведь они помогают улучшать различные области: образование,медицина, строительство и т.д. 

        Данный курс помогает  ребятам  расширить кругозор о профессии "Робототехника", "IT-медик", "Программист", "Цифровой лингвист".

           На занятии учащиеся просматривали видеоролики, участвовали в играх "Верю- не верю", "Реальность или будущее".

              Вперед к мечте!

    09 ноября 2023 четверг
    ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ "«Пробую профессию в сфере промышленности»".

    ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ "«Пробую профессию в сфере промышленности»"

     26 октября в 7,9 классах прошло профориентационное занятие на тему «Пробую профессию в сфере промышленности» в рамках проекта «Билет в будущее». Ребята сыграли в игру «Верю - не верю» и вспомнили некоторые факты о промышленности, которые узнали на прошлом занятии. Также ребята узнали о новой специальности «Материаловед». После беседы ребята выполнили профпробу. Они самостоятельно составляли материалы и выбирали его качества для постройки дома. Ребятам занятие очень понравилось, и они заинтересовались новой специальностью.
    26 октября 2023 четверг
    Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства».

    Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства»

     19 октября  в 7 классе  прошёл профориентационный урок в рамках курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»" на тему "Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства".

      На занятии школьники рассмотрели различные отрасли промышленности России, начиная от машиностроения и энергетики, и заканчивая химической и пищевой промышленностью, изучили историю развития каждой отрасли, а также ознакомились с ключевыми достижениями и технологиями, которые помогли нашей стране стать лидером в данных сферах.

       Особое внимание было уделено новейшим инновациям, которые применяются в российской промышленности. Занятие также включало интересные факты о производственных мощностях России и ее вкладе в мировую экономику.

          Также смотрели видеоролики, играли в игры «Будущее или реальность» и «Словарный запас». Ребята с легкостью справились с заданиями «Карта отрасли» и «Промышленная цепочка».

    19 октября 2023 четверг

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie